Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (72) за 2024 г.
Виталий Соколенко, Виталий Блоцкий, Владимир Борюшин
Самоходные минометы стран НАТО
Вторая часть цикла статей, посвященых анализу развития машин огневой поддержки (МОП) с минометным вооружением ведущих стран НАТО. Первая часть опубликована в журнале «Арсенал Отечества» № 3, 2024 г.
Авторы рассматривают приоритетные направления работ по модернизации существующих МОП и созданию машин нового поколения, а также направления совершенствования штатной структуры минометных подразделений, отвечающих требованиям войн будущего.
ГЕРМАНИЯ
В бундесвере разработкам МОП с МВ традиционно уделяется повышенное внимание. На первом этапе развития машин этого типа (1985–2010 гг.) основу парка составляли СМ М113А1G. В настоящее время планируется их замена на «легкие» и «тяжелые» СМ нового поколения. Следует отметить, что работы в этом направлении выполняются с большими отставаниями от намеченных планов и графиков. Причинами называют сложное военно-политическое и финансовое положение в стране, а также «неактуальность проектов для будущих вооруженных конфликтов».
Самоходный миномет М113A1G. Машины этого типа долгое время составляли основу гусеничных МОП с МВ бундесвера. Особенность разработки этих СМ состояла в том, что боевая машина была создана на базе американского плавающего БТР М113A1 по требованиям Минобороны только германскими специалистами (рис. 1).
В минометные подразделения мотопехотных, пехотных и горно-пехотных бригад СМ М113A1G начали поступать в средине 1980‑х годов.
Компоновочная схема М113A1G повторяет компоновку базового шасси с той лишь разницей, что вместо десантного отделения оборудовано боевое отделение со 120‑мм минометом.
Боевая масса машины не превышает 14,5 т. Количество членов экипажа зависит от характера выполняемой задачи и составляет 4 или 5 человек (командир, наводчик, водитель, два заряжающих).
Основное вооружение СМ М113A1G — 120‑мм миномет Tampella финского производства, установленный в кормовой части машины на специальном поворотном основании. Стрельба из миномета ведется через открытый люк в крыше корпуса в сторону, противоположную движению.
Заряжание миномета осуществляется вручную с дульной части ствола из боеукладок, расположенных в корпусе машины, или с боеукладок, расположенных на грунте.
Возимый боекомплект составляет 63 мины. Типовой состав боекомплекта состоит из осколочных, осколочно-фугасных, осветительных и дымовых мин. Для борьбы с бронированными целями в состав боекомплекта введена 120‑мм кумулятивная управляемая мина, разработанная в 1980‑х годах. Длина мины — 1000 мм, масса — 17,0 кг, дальность стрельбы — до 6 км. Мина снабжена полуактивной лазерной головкой наведения и во время подлета к цели нуждается в подсветке цели. В зависимости от характера решаемой задачи в боекомплект также могут входить управляемые мины с радиолокационной и инфракрасной головками самонаведения.
Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасной миной массой 12,9 кг и начальной скоростью 315 м/с составляет 6,2 км. Минимальная дальность стрельбы — 0,5 км. Боевая скорострельность не превышает 5 выстр./мин. а техническая достигает 8 выстр./мин.
Дополнительное вооружение СМ состоит из пулемета калибра 5,56 мм или 7,62 мм, закрепленного на крыше командирской башенки. Стрельбу из пулемета можно вести как по наземным, так и по воздушным малоскоростным целям типа вертолет, БЛА.
СМ М113A1G имеет сварной корпус из алюминиевой брони, который обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов, мин. Силовой блок и ходовая часть машины такие же, как у базового шасси (БТР М113A1). Дизельный двигатель 6V‑53 мощностью 215 л. с. обеспечивает движение по шоссе с максимальной скоростью 65 км/ч. Запас хода машины не превышает 480 км.
Водные преграды машина может преодолевать вплавь со скоростью 5,8 км/час.
Машина оснащена системой защиты от ОМП, противопожарным оборудованием, аппаратурой внешней и внутренней связи, навигационной аппаратурой. Существенным недостатком этой минометной системы является отсутствие БИУС. В настоящее время СМ М113А1G уже не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, однако в войсках до сих пор остается около 30 таких боевых машин.
Легкий самоходный миномет. В СВ Германии эта минометная система получила название «120‑мм легкий самоходный миномет». В конце 1990‑х годов бундесвер пересмотрел требования к самоходным минометам танковых и пехотных подразделений СВ. В результате было принято решение о создании двух разных по боевой массе, но взаимно дополняющих друг друга минометных систем «легкого» и «тяжелого» типа, которые после 2015 г. должны были заменить в войсках все устаревшие СМ М113A1G.
Тактико-технические требования (ТТТ) к легкому авиадесантному 120‑мм самоходному миномету были разработаны в начале 2000‑х годов. В такой минометной системе нуждались, прежде всего, аэромобильные подразделения СВ. Машина разрабатывалась фирмой Rheinmetall Land Systeme на базе гусеничного БДМ Wiesel. По своей компоновке легкий СМ имел значительные отличия от машин подобного типа, которые разрабатывались в это же время в других странах НАТО. Конструкция нового СМ отражала принятую в начале 2000‑х годов Концепцию поддержки огнем непрямой наводкой танковых и пехотных подразделений в современных и будущих вооруженных конфликтах. По замыслу командования бундесвера, новая МОП с МВ должна удовлетворять следующим требованиям:
- быть универсальной для оснащения бригад разного назначения (танковых, мотопехотных, аэромобильных, горно-пехотных);
- быть авиадесантируемой и авиатранспортабельной, то есть приспособленной для сбрасывания с самолета парашютным способом и транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации, в том числе Lockheed C‑130 Hercules, Airbus A400M Atlas, C.160 Transall а также вертолетами СН‑53;
- быть плавающей;
- иметь боевую массу не более 6,5 т;
- иметь основное вооружение — 120‑мм миномет, обеспечивающий высокую точность поражения наземных целей навесным огнем днем и ночью на дальностях от 0,5 км до 12 км;
- быть защищенной от огня стрелкового оружия, осколков мин и снарядов;
- иметь бортовую информационно-управляющую систему (БИУС), интегрированную в с автоматизированную систему управления войсками.
Этим и другим требованиям удовлетворяло в то время шасси легкого БДМ Wiesel. Новую МОП с МВ начали разрабатывать в 1992 году. Были созданы опытные образцы и проведены их испытания, которые выявили необходимость увеличения длины броневого корпуса и внутреннего объема машины, повышения огневой мощи, усиления броневой защиты, улучшения командной управляемости и других эксплуатационно-технических показателей. По этим причинам в 1998 г. прежнее решение по базовому шасси было скорректировано и новую МОП с МВ начали разрабатывать на базе БДМ Wiesel 2, которая имела большую длину корпуса и обладала лучшими характеристиками основных составных частей.
Демонстрационный образец машины был изготовлен фирмой Rheinmetall в 1998 году. Два опытных образца для проведения конструкторско-доводочных испытаний созданы в 2004 году. В мае 2009 года заключен контракт на изготовление первой партии серийных машин в количестве 8 шт. на сумму 60 млн долл. США.
Легкая МОП с МВ имела следующие конструктивные особенности:
- небольшую боевую массу (5,2 т.);
- низкий силуэт (высота по корпусу машины 1,5 м);
- невозможность стрельбы с ходу;
- удлиненный корпус и усовершенствованные узлы, агрегаты, системы вооружения, ходовой части, моторно-трансмиссионной установки;
- защиту экипажа только от огня стрелкового оружия и осколков мин, снарядов (рис. 2, 3).
Экипаж машины — три человека (командир, он же наводчик, водитель, заряжающий).
Основным оружием легкого СМ является 120‑мм гладкоствольный миномет, установленный в кормовой части корпуса машины. Миномет создан на базе 120‑мм миномета фирмы Tampella (в настоящее время финская фирма Patria). По конструкции и характеристикам миномет аналогичен миномету, применяемому на американском СМ М1064А3, однако имеются и некоторые отличия:
- упрочнен ствол, что позволило выдерживать более высокие давления пороховых газов;
- увеличена длина ствола до 1700 мм;
- уменьшена до 310 кг общая масса минометной системы;
- снижена масса поворотной платформы до 180 кг.
Заряжание миномета осуществляется вручную с казенной части. После выстрела ствол миномета менее чем за две секунды возвращается в положение для заряжания. Затвор оружия открывается автоматически после каждого выстрела. Время перевода оружия из походного положения в боевое занимает около 80 секунд. При подготовке к стрельбе в кормовой части машины с помощью гидравлических механизмов выдвигаются две демпфирующие опоры, которые выполняют роль противооткатных и стабилизирующих устройств, и защищают ходовую часть машины от перегрузки во время выстрела. Одновременно эти устройства делают машину более устойчивой к опрокидыванию при стрельбе очередями.
В горизонтальной плоскости ствол миномета можно поворачивать на угол ±30 º, а в вертикальной — на угол от +35 º до +85 º.
Стандартный боекомплект машины состоит из 27 мин, из них 25 шт. это фугасные, осколочно-фугасные, ИК-осветительные, многоспектральные дымовые и две управляемые мины. Количество управляемых мин в боекомплекте зависит от характера выполняемой задачи и может достигать 10 шт.
Дальность стрельбы обычной фугасной миной составляет 6 км, легкой осколочно-фугасной — до 8 км, управляемой активно-реактивной — до 12 км. Техническая скорострельность миномета 9 выстр./мин., а боевая не более 7 выстр./мин.
Во время стрельбы угловые величины (по азимуту и углу возвышения) корректируются автоматически после каждого выстрела. Благодаря этой технологии точность поражения цели повышается на 50%, по сравнению с минометными системами, не имеющими подобных устройств.
Для корректирования стрельбы в последние годы стали широко использоваться БЛА, что способствовало как повышению точности поражения цели, так и снижению «сопутствующих разрушений» при ведении боевых действий в городских условиях с плотной застройкой. Применение управляемых боеприпасов позволило также решить задачу «отмены поражения цели», то есть обеспечить подрыв мины на траектории полета, если в этом возникла необходимость.
Для легкой МОП с МВ специально разработаны управляемые 120‑мм мины, которые имели следующие технические особенности и характеристики:
- дальность стрельбы до 12 км;
- наведение на цель с использованием спутниковой/инерциальной системы навигации (GPS/INS) или с использованием БЛА;
- наличие на корпусе мины крестообразных выдвижных крыльев для улучшения маневренных характеристик мины на траектории полета и повышения дальности стрельбы;
- снаряжение боевой части мин в трех вариантах: взрывчатым, дымовым или осветительным веществом.
Высокая подвижность машины была достигнута путем применения дизельного двигателя мощностью 110 л. с. и автоматической трансмиссии. Максимальная скорость движения машины по дорогам с твердым покрытием составляет 70 км/ч. Однако из-за ухудшения управляемости скорость серийных машин имеет заводские ограничения до 50 км/ч. Запас хода по шоссе не превышал 600 км.
Машина оснащается БИУС 1‑го поколения, интегрированной в общевойсковую тактическую систему огневой поддержки войск ADLER/DVA II. БИУС обеспечивает подготовку исходных данных для стрельбы и решение типовых тактических задач.
Шасси, вооружение, боеприпасы и основные системы легкой МОП с МВ прошли всесторонние испытания в различных климатических зонах. К 2015 году легкая МОП с МВ была полностью готова к началу серийного производства, однако эти планы не были осуществлены. Основной причиной этого, как отмечали западные эксперты, стало «…недостаточное военно-техническое и экономическое обоснование проекта». Особенно острая и продолжительная дискуссия разгорелась вокруг выбора калибра миномета: 120 мм или 81 мм. По мнению руководства бундесвера, применение миномета калибром 81 мм для легкой авиадесантной машины как средства огневой поддержки при выполнении многих тактических задач является наиболее эффективным. При обосновании такого решения приводились и другие аргументы:
- количество возимых в машине боеприпасов калибром 81 мм в два раза больше, чем калибром 120 мм;
- стоимость машины с 81‑мм минометом в 1,5 раза ниже;
- количественная оценка военно-технического уровня этих двух минометных систем показала небольшое преимущество СМ со 120‑мм минометом при решении стандартных тактических задач огневой поддержки войск.
В результате командование бундесвера приняло решение «…отказаться от изготовления на базе БТР «Визель»2 большой партии 120‑мм СМ», хотя минометная система была полностью готова к серийному производству. По заключению экспертов Минобороны Германии, главной причиной такого решения стало «…недостаточное конструктивно-техническое и компоновочное совершенство минометной системы для современных и будущих высокотехнологичных вооруженных конфликтов».
Дальнейшее развитие концепция создания легкой МОП с МВ для СВ Германии получила в первой половине 2020 года. В августе 2021 года германская фирма IABG (Industrieanlagen-Betriebsgesellschaft mbH) предложила бундесверу новый проект легкой гусеничной машины, получившей предварительное название GSD LuWa. На шасси этой бронированной платформы, созданной на базе узлов и агрегатов БДМ Wiesel, предлагалось создать МОП с МВ следующего поколения. Новая минометная система должны быть авиадесантируемой, плавающей и иметь высокую противоминную стойкость ходовой части. Для реализации проекта в 2021 году создан демонстрационный образец (полномасштабный макет — демонстратор технологий). В Минобороны Германии было заявлено, что если машина пойдет в серию, то она «…заменит в войсках сотни машин Wiesel различных модификаций», которых с 1989 по 2011 гг. было изготовлено 521 ед., из них 343 ед. модификации Wiesel 1 и 178 ед. модификации Wiesel 2.
Отличительной особенностью новой машины является ходовая часть, состоящая из четырех независимых гусеничных сегментов, вместо двух частей, традиционно используемых сегодня на всех гусеничных машинах (рис. 4).
Кроме машины с МВ, на новом шасси планируется создание МОП с 30‑мм или 40‑мм автоматической пушкой (АП), установленной в дистанционно-управляемом модуле Valhalla. Сообщалось, что разрабатываемая минометная система будет интегрирована в автоматизированную информационную общевойсковую систему.
Возобновление работ по новому проекту способствовало продолжению исследований по обоснованию «единой оргштатной структуры минометной батареи огневой поддержки будущего». В этих исследованиях учитывались изменения, которые происходили в структуре «…новых СВ Германии» в этот период времени. По результатам опытной войсковой эксплуатации легкой МОП с МВ в период 2014–2018 гг. была апробирована универсальная оргштатная структуру «минометной батареи огневой поддержки будущего». Планировалось после 2018 года начать внедрение этой штатной структуры в подразделения танковых, моторизованных, пехотных и аэромобильных бригад. Однако из-за недостаточного финансирования проекта, планы внедрения универсальной оргштатной структуры «минометной батареи» были остановлены. С началом работ по новому проекту на базе машины GSD LuWa эта тема получила дальнейшее развитие, и к 2021 году была разработана единая оргштатная структура «минометной батареи», предназначенной для ведения боевых действий в условиях высокотехнологичных вооруженных конфликтов будущего.
Минометная батарея организационно должна входить в состав бригад различного назначения. Количество личного состава в батарее около 45 чел. Организационно в состав батареи входят следующие подразделения: отделение управления; отделение воздушной разведки на БЛА; два минометных взвода; транспортное отделение (рис. 5).
В отделении управления находятся две машины с аппаратурой управления и связи. Отделение предназначено для приема/передачи команд, донесений от вышестоящих органов управления, а также координации и взаимодействия огневой поддержки в системе «разведка — управление — огневое воздействие»; передаче приказов, команд командирам минометных взводов.
В отделении воздушной — разведки две машины управления. Отделение предназначено для обнаружения, идентификации в реальном масштабе времени наземных целей, определения их координат, передачи исходных данных в минометные взводы; корректирования стрельбы; проведения специальной воздушной разведки по оценке степени подавления (поражения) целей после нанесения огневого удара. Кроме этих задач, на отделение также возлагаются задачи, связанные с транспортировкой БЛА и оценкой их технического состояния перед пуском и после него.
В минометном взводе — четыре легких СМ, оснащенных 120‑мм минометами. Всего в батарее два взвода.
В транспортном отделении четыре колесных (4х4) грузовых автомобиля высокой проходимости типа Mungo. Отделение предназначено для перевозки запасного боекомплекта батареи, состоящего из 120‑мм мин различного назначения.
Связь и взаимодействие между подразделениями, входящими в состав минометной батареи, осуществляется с использованием автоматизированной системы управления ADLER /DVA II.
Тяжелый самоходный миномет. Требования к тяжелой МОП с МВ разработаны бундесвером в начале 2000‑х годов. Разработка проекта началась в 2016 году. В соответствии с принятой в бундесвере концепцией тяжелые МОП с МВ предназначены для огневой поддержки танков и мотопехоты в современных и будущих высокотехнологичных вооруженных конфликтах. По этой причине базовое шасси для тяжелой МОП с МВ должно быть гусеничным и иметь высокие уровни защиты и подвижности. Это позволит осуществлять эффективную огневую поддержку основных боевых танков Leopard 2А7, Leopard 2А8 и БМП Puma в различных видах боевых действий (рис. 6).
Для выполнения заданных требований тяжелая МОП с МВ не должна уступать по защите и подвижности БМП Puma, а в качестве основного вооружения иметь 120‑мм или 160‑мм миномет, установленный в башенном модуле, обеспечивающим прицельную стрельбу из миномета с места и с ходу. Однако опыт проектирования подобных технических систем в Германии и других странах НАТО показал, что реализовать технические требования в башенном модуле с помощью существующих технологий можно только для 120‑мм миномета. Технологии, обеспечивающие установку в башенном модуле 160‑мм миномета, в настоящее время не разработаны. По этим причинам установка 160‑мм миномета будет, вероятно, осуществляться в кормовой части корпуса машины, в изолированном от боевого отделения отсеке, при этом стрельбу можно будет вести только с места.
До 2021 года разработка проекта тяжелой МОП с МВ из-за технологических и финансовых трудностей находилась в стадии эскизного проектирования и только в 2022 г. проект получил дальнейшее развитие. Разработке тяжелого СМ способствовало создание к этому времени комплексного пакета доработок по БМП Puma, который по своему назначению соответствовал очередному этапу модернизации БМП. Пакет доработок, созданный для БМП Puma, планируется частично использовать и при создании тяжелой МОП с МВ. Известно, что из этого пакета будут использованы:
- боевой модуль (система TSWA) со вспомогательным оружием для повышения боевой эффективности МОП с МВ в городских условиях;
- усовершенствованное компьютерное оборудование, обеспечивающее улучшение отображения информации на дисплеях членов экипажа;
- специализированный тренажер для обучения и тренировки членов экипажей СМ.
Боевой модуль со вспомогательным вооружением будет устанавливаться на крыше корпуса в кормовой части машины. Вариант с установкой модуля на крыше башни не прошел испытания из-за неприемлемых ударных нагрузок высокой частоты, которые возникали при стрельбе из миномета очередями. Боевой модуль будет оснащен пулеметом калибра 5,56‑мм и 40‑мм автоматическим гранатометом, из которого можно вести стрельбу, как летальными, так и не летальными боеприпасами, например, гранатами со слезоточивым газом или с веществом, ослепляющим глаза человека. Дальностью стрельбы из гранатомета не превышает 500 м. Модуль имеет дистанционное управление, которое осуществляется с места командира машины. Работы по установке боевого модуля на тяжелую МОП с МВ планируется начать в 2024 году. Работы по созданию модуля активизировались после принятия решения о необходимости его применения для борьбы с БЛА и другими малоскоростными воздушными целями.
Средства отображения информации на рабочих местах членов экипажа будут обновляться в соответствии с новыми требованиями бундесвера, при этом все черно-белые мониторы и сопутствующая им оптоэлектронная техника, будет заменена на современную цветную аппаратуру. Это позволит командиру получать тактическую информацию более высокого качества.
По условиям контракта запланирована разработка тренажера для обучения и тренировки экипажей тяжелого СМ. Тренажер будет иметь облегченную конструкцию башни и специально изготовленную верхнюю часть корпуса машины, что позволит создать в короткое время дешевую и в то же время близкую к натурному образцу конструкцию тренажера, на котором будут проходить обучение и тренировку командиры и наводчики МОП с МВ. Поставка тренажера в войска намечена на 2029–2032 гг.
(Продолжение следует)
Авторы:
Виталий Соколенко, полковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник «38 Научно-исследовательского испытательного института бронетанкового вооружения и техники Минобороны России» (38 НИИИ БТВТ МО РФ). Специалист в области исследований зарубежных БТВТ
Виталий Блоцкий, майор, заместитель начальника отдела 38 НИИИ БТВТ МО РФ. Специалист в области оперативно-тактических исследований БТВТ
Владимир Борюшин, подполковник в отставке, старший научный сотрудник 38 НИИИ БТВТ МО РФ. Специалист в области оперативно-тактических исследований БТВТ